Педагог-психолог

ппоПрофилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста.          

Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но когда ребенок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу. Встречаются дети, которые готовы сбежать из дома, накинуться с ножом на родителей за то, что те хотели забрать компьютер. В самых тяжелых случаях помочь ребенку может уже только психиатр.
Сегодня в большинстве дошкольных организаций есть компьютеры. Они приносят пользу, помогая специалистам с помощью развивающих игр сформировать у детей нужные и полезные навыки. Когда ребенок садится за компьютер у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз. Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.

Причины и степени компьютерной зависимости 
                    Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости   

  •  Отсутствие контроля со стороны родителей;
  •  неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
  • Дефицит общения в семье, т.е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
  • Родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;
  • Ребенку дома не комфортно, т.к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;
  • Низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
  • Замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;
  • Незнание правил психогигиены взаимодействий с компьютером.


Проблему компьютерной зависимости интересно осветила психолог Ульяна Дмитриева из г. Кунгура Пермской области. Она вывела следующие степени компьютерной зависимости

1-я степень- увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.
2-я степень- состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более трех часов в день, снижением познавательной мотивации, нежеланием готовиться к школе, выполнять специальные письменные задания и упражнения. Происходит падение успеваемости в подготовительных к школе занятиях ( не всегда ощущается сразу). Наблюдается повышенный эмоциональный тонус о время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения- компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
3-я степень- выраженная зависимость. Игрок не контролирует  себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, пойти к соседям, жаловаться на родителей, пойти искать полицейского на улице. Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения (играм и игрушкам, которые раньше любил, увлечениям, успехам в каком-либо виде деятельности, например, к танцам, спорту). Равнодушен к вещам, которые раньше были дороги. Наблюдается снижение успеваемости на подготовительных занятиях в школе, не усваивает новые знания. Регресс в развитии познавательных процессов.
Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером- полная. Опасность перехода в 4-ю стадию если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки.
4-я стадия- клиническая зависимость.Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни. Необходима помощь психиатра, психолог выполняет функцию диспетчера.

                                      Памятка для родителей.
Как определить степень зависимости ребенка от компьютера
Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например : «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.
Способы реагирования ребенка:
А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере- полная свобода от компьютера на момент тестирования.
Б. Ребенок откликается со второго – третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.
В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает- зависимость 2-3-й степени.
В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени ( на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например : «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
 
Профилактика компьютерной зависимости
Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.
Введите четкий режим . «Общение» с компьютером для дошкольника- 20-30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.
Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наши детей. Не скупитесь хвалить ребёнка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчёркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом- раздражаются, срываются на крик. Отнеситесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.
Родители- образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение- лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
Контролируйте занятость ребенка ( кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

 

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка

     

       Здоровье – одна из важнейших ценностей человека.   Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации. 

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

                 Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность семьи, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

                 Если же в семье имеют место постоянные конфликты, члены семьи отрицательно относятся друг к другу, испытывают чувство незащищенности, тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, в этом случае правомерно говорить о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Семья должна быть самым надёжным оплотом, который даёт ребенку возможность вырасти личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.

Ребёнок - индикатор семейных отношений. От того, какие отношения складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с окружающими людьми, личностные особенности. Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка к миру. Будет ли он любить людей, сможет ли чувствовать себя в безопасности в этом мире.

Семья для взрослых и детей значит совершенно разное:

       -       взрослые стремятся к совместной жизни и налаживают её, это их выбор, их решение;

       -       для ребёнка выбора нет, он не выбирает родителей. 

Семья -  самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод.       

Хотя все дети реагируют на стресс по-разному, есть некоторые закономерности:

-       девочки чаще таят переживания в себе, и внешне поведение может не меняться, а может наступить снижение работоспособности, утомляемость, раздражительность;

-       для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Иногда все эти признаки служат одной цели - привлечь внимание.

Привлечь внимание ребёнок может своим плохим поведением на уроке, снижением успеваемости. Традиционно именно на такое поведение обращают внимание. Все эти процессы не осознаваемы, на сознательном уровне это переживается как усталость от учёбы и т.п. Такое поведение - крик о помощи. Чаще дети с нарушением психологического здоровья растут в неполных семьях, а так же в семьях, где частые ссоры, конфликты. Взаимная грубость родителей, ссоры, пьянство, отчуждение родителей друг от друга, скудность духовной жизни в семье приводит к повышению уровня тревожности и вызывает чувство протеста у детей. Но даже внешне благополучные семьи, внутренне оказываются негармоничными. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как обеспечение базовых потребностей ребёнка в любви и признании.

На детей влияют не только преднамеренные воспитательные воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не осознаваемые ими. Ребёнок строит своё поведение, осмысливает свою семью и себя в ней. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует подобные модели поведения.

Родители, помните!

1.  Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

10. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

11. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт. На становление личности человека влияют не только мама и папа, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.

Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего  является в первую очередь семья.

И в качестве завершения хотелось бы представить вашему вниманию притчу.

 

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.  А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

 

4 мифа о депрессии и эффективные методы самопомощи

 

Наше настроение переменчиво. Множество факторов в той или иной степени влияют на него, и иногда мы переживаем сложные чувства. Депрессия — одна из самых распространенных проблем психического здоровья. Исследования говорят, что она случается с каждым шестым. Но некоторые убеждения мешают людям бороться с этой проблемой самостоятельно или обращаться за помощью. В этой статье мы рассмотрим четыре мифа о депрессии и основные способы самопомощи. 

Миф 1: Депрессия — это не болезнь, это состояние души

Депрессию принято считать синонимом грусти. В расчет берется только настроение. Отсюда и наша привычка говорить «я в депрессии», когда мы расстраиваемся по какому-то поводу. 

Но у депрессии есть как психологические, так и физические симптомы. К психологическим относят: 

  • угнетенное настроение,
  • отсутствие мотивации, неудовлетворенность,
  • чрезмерная самокритика, ощущение вины,
  • раздражительность и злость,
  • пессимизм,
  • ощущение безнадеги,
  • тревога,
  • отказ от социальной активности,
  • снижение активности, 
  • беспокойство или наоборот медлительность,
  • трудности с концентрацией внимания, запоминанием,
  • мысли о смерти. 

Физическими симптомами являются: 

  • бессилие,
  • нарушения сна,
  • нарушения аппетита,
  • изменение веса,
  • потеря сексуального интереса. 

Плохое настроение это только один из симптомов целого спектра сложностей. Диагноз «депрессия» ставится, когда пять и более симптомов проявляются практически каждый день и держатся почти весь день на протяжении минимум двух недель, причиняя значительный дискомфорт. 

Миф 2: Депрессию можно вылечить только антидепрессантами, но потом вечно будешь на них «сидеть»

Антидепрессанты действительно эффективный метод борьбы с депрессией. Их назначает врач-психиатр. Лекарства помогают наладить баланс необходимых веществ в мозге. Но зависимость от антидепрессантов не формируется. Иногда их принимают годами и потом прекращают лечение без проблем. 

Хотя лечение медикаментами показывает хорошие результаты, есть другие способы преодолеть депрессию: когнитивно-поведенческая психотерапия, терапия, ориентированная на решение проблем и интерперсональная психотерапия. Лучше обращаться за помощью к специалистам этих направлений, так как их эффективность доказана научно. Более того, после курса психотерапии риск повторного возникновения депрессии существенно ниже. 

Миф 3: Чтобы побороть депрессию, достаточно просто встряхнуться и не обращать на нее внимание

Большинство людей восстанавливаются самостоятельно, без дополнительного лечения. Средняя продолжительность депрессии от трех до шести месяцев. Когда симптомы держатся дольше, обязательна помощь специалиста. В любом случае, чем раньше вы начнете борьбу с депрессией, тем лучше. Лечение решает две проблемы: помогает быстрее восстановиться и повышает вероятность того, что депрессия не вернется снова, так как во время психотерапии человек учится справляться самостоятельно. 

Жизнь бывает сложной, иногда все складывается не в нашу пользу. Но негативные мысли, терзания, чувство вины, чрезмерная самокритика — все это поддерживает огонь депрессии. Мы начинаем видеть все в более мрачных тонах, чем есть на самом деле, и от этого становится только хуже: 

 

Мы безоговорочно верим нашему «радио депрессии». Поэтому один из главных шагов к выздоровлению — абстрагироваться от негативных мыслей и анализировать их. Для этого нужно: 

  1. Сначала научиться узнавать негативные мысли. Какое-то время просто записывать ситуации, в которых ухудшалось настроение, возникшие негативные мысли и степень веры в них (от 0 до 100), эмоций и степень их силы (от 0 до 100). Так вы узнаете врага в лицо. 
  2. Вторым шагом необходимо научиться отвлекаться от негативных мыслей на приятную активность, прогулки, чтение, позитивную музыку и т.д. Если же по каким-то причинам сделать это трудно, можно переключить внимание на что-то другое: посчитать все красные предметы вокруг, вспомнить радостное событие, представить цветок  и детально его описать.
  3. Третий шаг — тестирование мыслей: какие доказательства «за» и «против», какие есть альтернативы, как можно проверить, действительно ли это правда? 
  4. Четвертый шаг — выбор стратегии. Если в процессе тестирования вы выяснили, что мысль не так правдива, как казалось изначально, сформулируйте более полезную мысль. Если же факты говорят о том, что ситуация на самом деле сложная, составьте план по решению проблемы.

Миф 4: От депрессии страдают только бездельники. У занятых людей нет времени на такую роскошь

Мне неоднократно приходилось слышать о том, что депрессия — это не болезнь вовсе, и от нее страдают только те, кто ничем не занят. Если у человека миллион дел, ему просто некогда впадать в уныние. Из-за этого распространенного убеждения многие люди не обращаются за помощью к специалистам. Тем не менее, у выдающихся деятелей тоже была депрессия. К примеру, Уинстон Черчилль пережил несколько ее эпизодов, у него даже были мысли о самоубийстве. 

Хотя то, что от депрессии страдают только бездельники, — миф, всё же важность деятельности стоит отметить. При депрессии часто наблюдается цикл снижения активности:

 

Этот замкнутый круг усиливает симптомы. Нам кажется, что действовать мы начнем тогда, когда повысится настроение. Но как раз отсутствие каких-либо действий снижает наше настроение, потому что мы не получаем позитивных ощущений. 

Если вы узнали себя в этом описании, необходимо сделать следующее: 

  • составить список активностей, которые приносили удовольствие ранее (хобби, увлечения, прогулки, встречи с друзьями и так далее);
  • составить список полезных активностей, которые вы перестали делать из-за депрессии (приготовление пищи, выгул собаки, уборка квартиры…);
  • в каждый день добавлять хотя бы одну полезную и одну приятную активность, даже если очень не хочется;
  • продолжайте и следите за динамикой.

Повышение активности, распознание и анализ негативных мыслей, составление плана решения проблем — одни из самых главных техник лечения депрессии в когнитивно-поведенческой психотерапии. Намного проще справляться, если есть человек, который будет сопровождать и поддерживать, будь то друг, наставник, родственник или психотерапевт. Помните: вы не одни. Не ставьте себе сразу большие и сложные цели. Выход из депрессии — это путь маленьких шагов. И наука уже знает, куда нужно идти. Ищите ресурсы в себе и во внешнем мире, и пусть у вас все будет хорошо.

                                                               По статье Гридасовой Юлии Юрьевны

 

                                                                 Как выйти из депрессии?

Рекомендации для уменьшения депрессивного состояния

  • Для улучшения настроения рекомендуется больше двигаться, увеличить продолжительность сна, перед сном принять теплый душ, но не вытирать кожу насухо.
  • Для лечения сезонной депрессии эффективна фототерапия (пребывание в солярии). Зимой совершать лыжные прогулки.
  • В интерьере квартиры желательно использовать светлые обои и мебель. В настоящее время у некоторых людей есть тенденция к использованию темных тонов в квартире.
  • Депрессивным больным рекомендуется фотографировать облака, особенно в солнечную погоду. Находиться чаще на природе.
  • Хорошо помогает ведение дневников, где рекомендуется отражать, все то что хорошего произошло в течении дня.
  • Хорошо помогает плавание, оздоровительный бег, прогулка в парке, катание на велосипеде, роликовых коньках.
  • Для женщин хорошо подойдут занятия танцами, например, в фитнесклубе практикуются различные направления танцевальной программы.
  • Для регулирования своего эмоционального состояния хорошо подойдет прослушивание музыкальных произведений. Имеется целый список этих произведений, однако лучше прислушаться к своему внутреннему голосу и слушать то, что хочется в данный момент времени и ровно столько, сколько хочется, чтобы получить удовольствие от этого процесса.
  • Занятие йогой поможет обрести душевное спокойствие.
  • При депрессивном состоянии хорошо зарекомендовал себя тренинг на релаксацию мышц, который описал в своей книге "Прогрессирующая релаксация" Э.Джекобсон еще в 1929 году.
  • Занятие любимым делом: вязание, вышивка, рисование, фотографирование, изготовление различных поделок из природных материалов, конструирование различных моделей самолетов, парусников, танков и т.д. Хорошо помогает в выражении своих чувств, своего состояния сочинение рассказов или стихотворений.